Как женские передачи заставляют женщин думать, что главная цель их жизни — понравиться мужчинам.
Вовсе не религиозные передачи дагестанского телевидения, якобы закрепощающие женщину, посягающие на ее права и свободы, породили во мне противное ощущение, что мне пытаются указать мое место. Это постаралось раскрепощенное российское телевидение с его специальными «женскими» передачами.
О ужас, как меня бесят Таша Строгая и Саша Вертинская, совершенно серьезно вершащие суд над скромным женским пролетариатом в передаче «Снимите это немедленно!». Кто видел — знает, как унизительно они это проделывают. Сначала жертву показывают в домашней обстановке. Ну, бабы тут все сплошь серые, ушедшие в быт, с мышиными хвостами вместо прически и гамашами вместо гардероба. Неподкупное домашнее видео фиксирует, как они подтирают детям носы, тусуются с пылесосами в одинаковых малогабаритных квартирах и вообще ведут себя крайне негламурно. Их донельзя доброжелательные подруги и родственники в кадре сетуют на то, что вот, мол, «махнула на себя рукой наша Маня» и что (!) «у нее, бедняжки, нет молодого человека». Немолодого, впрочем, тоже.
Дальше заклятые подруги могут выложить историю крайне несчастливой первой любви девушки и уверить всех, как они желают ей только добра. Лейтмотив посылов всегда один и тот же: «Может, если б она накупила себе кучу шмоток и перестала быть такой лахудрой, ей бы и удалось кого-нибудь подцепить». И тут, о счастливый шанс! — в жизни Мани появляются эти две… Телеведущие. Специалистки по стилю. Они всячески уговаривают впавшую в прострацию Маню согласиться на участие в передаче, и Мани обычно стойко отказываются, пока эти две (телеведущие) не начинают размахивать кредитной картой на огромную сумму в 50 тысяч рублей. Аргумент хоть куда. Психика Мань не выдерживает, и они бросаются в предательские объятия двух стильных мерзавок.
И кто возьмется утверждать, что мораль гнилого светского общества уважает женщину больше, чем религиозная догма?
Для начала они ее раздевают до трусов и придирчиво оглядывают, при этом неспешно переговариваясь друг с другом в том ключе, что «ноги еще ничего, а вот с грудью придется поработать». Героиня же, осознавшая, что позор, на который она пошла за 50 тысяч, остается только пережить, стоит и не рыпается. Подавленное состояние раздетой придает ведущим самоуверенности, и от частного (безвкусного гардероба) они переходят к общему. А именно к психоанализу на тему: «Кто вам сказал, что вы некрасивая? Мама? Вы что, Фрейда не читали? Мамы, они ж — первые врагини своих дочек! Да мама с ее неудавшейся личной жизнью просто завидовала тому, какой у вас плоский живот». Маня начинает в это верить. Как и сотни дурнушек по ту сторону экрана. Что, собственно, и является главной целью передачи, которая идет в воскресном дневном эфире.
Хотя нет, цель то и дело подчеркивается другая: «Ну-ка примерьте этот клетчатый сарафанчик! (И бросьте эту гадость, которую вы сами выбрали.) В нем ваши неидеальные ножки выглядят так привлекательно, что какой-нибудь молодой человек обязательно их заметит!» И, о ужас, Маня верит и в это! Дальше следует волшебное превращение домохозяйки, синего чулка либо офисной крысы в напомаженную модель журнала «Бурда моден», встреча с друзьями, которые ахают с риском для здоровья и опять же выражают надежду, да нет — даже уверенность, что теперь она обязательно вызовет интерес противоположного пола.
После такого хочется только одного: надеть паранджу, чтобы в противном случае никто не подумал, что яркое оперение означает, что у меня наступил период брачных игр и я ищу партнера. Кто убедит мужчину, что у женщины могут быть иные задачи в жизни, кроме как поймать на крючок самца пожирнее? И кто возьмется утверждать, что мораль гнилого светского общества уважает женщину больше, чем религиозная догма?
Полина Санаева