Преследование бывшим мужем — проблема в Дагестане распространенная. «Даптар» выяснял, как женщине избежать травли со стороны экс-супруга.
Семейные отношения в Дагестане – особенная реальность, где женщина должна покориться судьбе и терпеть, чтобы не оказаться с клеймом «разведенка». Мужчины – дело другое. Тут он бог, царь и господин. Случаи, когда муж бьет жену, в Дагестане сплошь и рядом. И известно много историй, когда насилие не прекращается даже после развода. Бывший муж продолжает избивать жену, преследовать, заявляться к ней домой, угрожать, шантажировать, отбирать детей, считая, что он – в своем праве.
С подобной ситуации оказалась жительница Хасавюрта Мадина (имя изменено по ее просьбе). Муж стал избивать Мадину с самого начала семейной жизни. После рождения первого ребенка, устав терпеть побои и издевательства, она ушла от него. Начались преследования, угрозы. Муж стал систематически появляться у нее дома и избивать ее. Отобрал ребенка. Женщина обратилась в суд, и по решению суда ребенок должен был остаться с матерью. Но муж не отдал ребенка, продолжая появляться у нее дома в любое время, скандалить, избивать. Женщина неоднократно попадала в больницу с побоями и сотрясением мозга. Дошло даже до того, что он против ее желания отвез ее за город и изнасиловал. Женщина снова попала в больницу. Написала заявление в правоохранительные органы об избиении и изнасиловании. Но родственники мужа стали просить забрать заявление, обещая, что он больше ее не потревожит, и она его больше не увидит. К следователю она больше не пошла, но и заявление не забрала.
После того изнасилования, Мадина снова забеременела. Бывший муж, узнав обо этом, заявил, что она ему изменяла и стал устраивать скандалы. Мадина родила, а бывший муж, увидев, что ребенок его копия, начал требовать отдать ему ребенка.
Мадина, конечно, не отдала сына. В итоге муж, встретив ее мать, гуляющую с внуком, избил ее и отобрал ребенка. Когда Мадина поехала к нему просить, чтобы отдал ребенка, он ее избил и даже пытался запихнуть в багажник. Пришел к ней домой и начал избивать всех подряд: ее мать, сестер. Супруги состояли в мусульманском браке, без государственной регистрации. Муж два раза дал ее развод, но продолжает преследовать ее, объясняя это тем, что она его жена.
Часто против женщины единым фронтом выступают и сам бывший супруг, и его родственники.
Попытки обращения в правоохранительные органы заканчиваются направлением дела в мировой суд. Уголовное дело никто не заводит: у мужа – связи. Ее заявление не хотят рассматривать, зато рассмотрели заявление мужа о том, что она, якобы, бросалась камнями в его дорогую машину и нанесла ему большой материальный ущерб, рассказала адвокат потерпевшей Сапият Магомедова. Несмотря на давление и угрозы со стороны мужа, адвокат намерена добиваться возбуждения уголовного дела.
К сожалению, подобные случаи в республике не редкость. И часто против женщины единым фронтом выступают и сам бывший супруг, и его родственники.
Жительница Кизляра Раиса вышла замуж даже не окончив школу. Муж начал избивать ее из ревности и беспочвенных подозрений: не так посмотрела на его друзей, не с тем поздоровалась… В итоге девушка ушла от мужа. И тут к травле бывшей невестки подключилась и его родственники, угрожая, что не дадут девушке жить нормальной жизнью…
История жительницы Махачкалы Сабины, которую так же избивал муж, в отличие от многих других, с хеппи-эндом. Муж, заставив ее надеть хиджаб, сам попеременно то уходил в запои, то ударялся в пламенные религиозные речи, но при этом систематически бил жену. Последней каплей для женщины стало, когда муж, увидев, что их 5-летняя дочь вышла во двор без платка, ударил ее головой об стену. Женщина забрала двоих детей и ушла. Целый год продолжалось преследование, угрозы, выламывание дверей, но в итоге мужчина сдался и отступил, а женщина повторно вышла замуж, родила третьего ребенка и счастлива в браке.
Если жена много лет демонстрировала комплекс жертвы, у мужчины уже закрепился рефлекс: он – охотник, она – жертва.
Насилие в семье в отношении женщины – это не типично для Дагестана, заверила историк-этнограф Майсарат Мусаева: «Отношение к женщине в дагестанском обществе было всегда корректным и уважительным. И избиение, убийство чужой женщины в Дагестане каралось одинаково, тогда как в других государствах нет. А если женщина еще была беременной, это каралось вдвойне. Не забудем и про общество, джамаат села — все, что происходило в селе, всегда становилось достоянием общества. И если становилось известно, что мужчина побил свою жену, это сказывалось на его репутации. Мужчина был под неким контролем общественного мнения. Поэтому он не мог позволить себе такой роскоши, ударить жену, избить, издеваться над ней. В том числе это касалось и детей. Джамаат был как некая организация, которая контролировала все, что происходило в обществе. Если женщина расскажет о рукоприкладстве мужа, это считалось позором для него. Мужчина боялся наказания, которое последует. Да, существовало почитание мужа, которое отнюдь не означало, что мужчина может бить ее».
Мусаева отметила, что хотя в Дагестане чаще всего на развод подавал муж, но при этом было несколько условий, из-за которых женщина могла потребовать развод: «И одним из этих условий как раз и были побои со стороны мужа. Раньше, если джамаату становилось известно, что мужчина изнасиловал женщину, его изгоняли из села, а родственники от него отказывались».
В современном Дагестане поменялись представления о нравственности, считает этнограф. Распались существовавшие связи в селах. То, что раньше было порицаемым, сейчас стало поводом для бравады.
Если жена много лет демонстрировала комплекс жертвы, у мужчины уже закрепился рефлекс: он – охотник, она – жертва, и он начинает реализовывать эту программу, рассказала Анжелика Цахаева, доктор психологических наук.
Как же женщина в такой ситуации может защитить себя? Универсальных приемов поведения в таких случаях быть не может, считает психолог: «Надо смотреть, что это за мужчина, каков его психотип. У меня был случай такой. Девушка приходила на консультации, плакала, у нее на лице было написано, что она – жертва. В беседах я внушила ей, что она – личность, что она тоже может дать отпор. В итоге отпор мужу она все-таки дала. В случаях, когда мужчина избивает свою жену (или бывшую жену), остудить его может только уголовная ответственность. Женщине не нужно бояться, она должна обнародовать его поведение, обращаться во все инстанции. Мы живем в цивилизованном государстве, где во всех законах прописано что, кому и за что полагается. Нужно вести себя как полноправный член этого общества. Надо бороться за себя».
По словам психолога от Элины Славинской, если в семье между супругами изначально сложились отношения по принципу «палач-жертва», то мужчина с большой долей вероятности не отпустит жену из сферы своего влияния и посл развода: «Не потому что очень любит или ревнует ее, или его на самом деле волнует судьба их общих детей, а просто потому, что жена для него Вещь. Причем Вещь, обеспечивающее ему комфортное существование в роли высшего существа, распоряжающегося чужой судьбой и даже жизнью. Он подпитывается ее страхом, он самоутверждается, унижая ее, лишая права на собственную независимую от него жизнь. Молчать в таких случаях — контрпродуктивно. Молчание обеспечивает безопасность мучителю, а это, в свою очередь, позволяет ему опробовать на своей жертве все более и более жесктие способы подчинения и воздействия».
По словам психолога Джамили Сайбулаевой, мужчина может себе позволить избивать женщину только тогда, когда она полностью зависит от него. Если же за ней стоят родственники — братья, дяди, которые поддержат ее — то мужчина лишний раз подумает прежде чем распускать руки.
Но одно дело, когда нет родственников, которые могут такого мужа урезонить. Второе – когда родственники сами требуют от женщины: «Сиди и терпи». И совершенно другое, когда женщина сама терпит, и непонятно, почему. Женщины часто думают, что уйдя из семьи, с ребенком, им не удастся создать семью, жить нормальной жизнью, пояснила психолог Джамиля Сайбулаева.
Сайбулаева отметила, что главный барьер, который женщине мешает бороться за себея, – страх: «Если источник угрозы сильнее тебя, сложно что-то противопоставить. Представьте себе, на беспомощного ребенка напали. Что ребенок может сделать? Ничего. Такой же маленький ребенок живет в каждом из нас. Нужно включить все свои внутренние ресурсы для борьбы с этим, и нет ничего ужасного в том, чтобы просить у кого-то помощи. Лучшая защита – уверенное, твердое отстаивание своего «я»».
Притеснение в шариате считается грехом.
В ходе беседы с корреспондентом «Даптара» имам махачкалинской центральной мечети Магомедрасул Саадуев сообщил, что к ним с жалобами на насилие со стороны мужа или экс-мужа приходят редко.
«С жалобами на то, что муж их не обеспечивает, женщины приходят чуть ли не каждый день. Также приходят с просьбой помочь разобраться с конфликтами, связанными с дележом детей и имущества тоже. А вот по поводу насилия крайне редко приходили. Наверно, потому, что, когда речь идет о насилии, в полицию все-таки обращаются, а не к нам. В таком случае защитить ее может только закон, т.к. у нас светское государство. Мы можем только проповеди читать, стараемся воздействовать назиданием. Защитить физически, заставить мужчину принудительно не делать этого, в наших реалиях может только закон. Единственное, мы может такому человеку объяснить, что ислам не приветствует его поведение»
Согласно исламу, если муж дал жене развод по шариату (три раза при двух свидетелях сказал ей: «Я даю тебе развод. Ты мне не жена»), после трехкратного развода она для него автоматически становится чужим человеком. И никаких отношений у них не может и не должно быть, подчеркнул член Совета алимов Духовного управления мусульман Дагестана Магомед Курбандибиров: «После развода никаких посягательств ни на ее личность, ни на ее имущество, ни на что-то другое со стороны этого мужчины быть не должно: по шариату этот мужчина не имеет никаких прав на эту женщину. Он не имеет права приходить к ней домой, предъявлять какие бы то ни было претензии, бить ее, угрожать, и вообще даже просто прикасаться».
Если после трехкратного развода мужчина себе такое позволяет, он выходит на все рамки, и нарушает нормы ислама, тем самым впадая в грех: то, что он делает – это притеснение, а притеснение в шариате считается грехом, добавил Курбандибиров.
По его словам, если же жена говорит, что муж дал ей развод, а муж утверждает, что нет, есть процедура – шариатский суд с приглашением двух свидетелей, при которых был дан развод: «Если есть двое свидетелей, которые слышали, что муж дал развод, и они подтверждают это, шариатский суд выносит решение об их разводе. И дальше никаких прав у этого мужа к этой уже просто женщине (не жене) нет. Любые попытки делать что-то, доказывающее обратное, считаются тяжким грехом. После развода муж должен сделать тавбу, покаяние, и оставить эту женщину в покое».
Люди никогда не меняются, сколько бы они прощения не просили.
Женщина более защищена и ей легче отстаивать свои права, если ее брак был зарегистрирован, считает юрист Елена Денисенко: «Если через правоохранительные органы и суд не удалось добиться защиты своих прав, то можно обжаловать решение суда и дойти до Верховного суда РФ. Если жалоба не проходит апелляционную инстанцию, можно подать в Европейский суд по правам человека. Дела там рассматриваются долго, но добиваться правды – нужно. Добиваться через правоохранительные органы возбуждения уголовного дела. Надо пойти снять побои, если есть свидетели, или какая-нибудь запись, диктофонная или другая… Женщины часто не хотят огласки и скандала и идут с заявлением только когда это несколько раз повторилось. Люди никогда не меняются, сколько бы они прощения не просили или еще что-то. Какой человек был, таким и будет. Если один раз поднял руку на женщину, неизвестно, на кого он через год ее поднимет. Любое решение, если оно даже незаконное, можно обжаловать. Это может длиться годами, но главное тут – не опускать руки».
Каждая четвертая женщина в России, по неофициальной статистике, страдает от своего мужа или партнера, заявили недавно в эфире Первого канала. Статистики же официальной вообще нет. Вместе с тем в телевизоре и Первому каналу и по другим телеканалам мы можем видеть мыльные сериалы и множество кинофильмов о преодолении женщиной-жертвой своего страха, мести бывшему мужу, где добро (то есть женщина) в итоге торжествует.
В реале же все наоборот. Но красивая сказка имеет право на существование не только на экране, но и в жизни каждой женщины. Она должна бороться за свою жизнь, свои права, чувство собственного достоинства, и когда на нее впервые подняли руку, четко понимать: первый раз – не последний.
Бэла Боярова