Ударил муж? Получит статью. Уголовную

Корреспондент «Даптара» поинтересовался у специалистов, что делать женщинам, которые регулярно подвергаются насилию в семье.

Сколько женщин в Дагестане систематически терпят побои от своих мужей сосчитать хотя бы приблизительно практически невозможно. Местный менталитет не велит выносить сор из избы, а призывает женщину до последнего делать вид, что она самая счастливая жена в мире, и ни в коем случае не признаваться в том, что ее бьют. Кроме того, как уверяют юристы, правовая неграмотность населения республики – еще одна причина, по которой в большинстве случаев женщины остаются наедине со своими мучителями.

Корреспондент портала Daptar поинтересовался у специалистов, что делать женщинам, которые регулярно подвергаются насилию в семье. На наши вопросы отвечает юрист Эмилия Абдулгалимова.

В терминах

— Что вообще российский закон понимает под насилием в семье? Какие виды насилия в семье существуют?

— Как такового понятия «насилие в семье» российское законодательство, в том числе и уголовное, не содержит. Скорее, это целый комплекс противоправных действий против жизни, здоровья, половой неприкосновенности женщины. Не следует забывать, что насилие в семье очень часто сопряжено с насилием против детей. Вполне возможно, что  ребенка и не подвергают телесным наказаниям, но издевательства над его матерью серьезно влияют на его психику.

Насилие в семье – это обобщенный термин, включающий в себя совокупность, в том числе, и уголовно наказуемых деяний. Этоумышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому,нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Домашнему насилию могут подвергнуться женщины, дети, пожилые люди. Мужчины, кстати, тоже могут стать жертвами домашнего насилия. Это, конечно, редкие случаи, но и такое в практике встречается.

Домашнее насилие может быть физическим, когда женщину бьют. И если побои становятся постоянными, то уместнее говорить уже об истязании. Разница между побоями и истязанием заключается в регулярности действий мучителя. Побои – это многократное нанесение ударов, в результате которых на теле потерпевшего не остается никаких повреждений анатомической целостности органов, либо обнаруживаются ссадины, кровоподтеки, небольшие раны. Побои включают и другие действия — щипание, сечение, воздействие огнем (сигарета, например). А вот истязание — это систематическое нанесение побоев. Физическое насилие очень часто сопряжено с сексуальным насилием в семье. А об этой стороне взаимоотношений супругов, как правило, говорят еще меньше.

Намеренный отказ мужчины оказать помощь, когда женщина больна, беременна, препятствия ее попыткам обратиться к врачам – не такие уж и редкие случаи домашнего насилия, также, хоть и не так явно, посягающие на жизнь и здоровье.

— Это самый «популярный» вид домашнего насилия?

— Думаю, да. Однако не меньше женщины страдают и от других видов домашнего насилия. Сбрасывать со счетов, к примеру, насилие эмоциональное никак нельзя. Последствия от него могут быть даже более разрушительными, чем от прямого физического оскорбления: от нервного срыва до самоубийства.

— Как распознать эмоциональное насилие?

— Это чаще всего постоянная критика. Представьте себе, что мужчина все время упрекает свою женщину в том, что она, по его мнению, некрасива или глупа, что она плохо воспитывает детей или, наоборот, не может родить ребенка, что она невкусно готовит или плохо выполняет свои супружеские обязанности. И всё это откладывается, копится, а потом выливается во что-то страшное. Тут, конечно, более точную раскладку дадут психологи. Как юрист я могу сказать, что в таких случаях сложно апеллировать к закону и доказать что-либо в суде тоже чрезвычайно сложно. В подобных случаях как бы нетпрямого доказательства вины. Синяк или рану может засвидетельствовать судебно-медицинский эксперт. А как зафиксировать душевную рану?

pexels-photo-551588.jpeg

Куда обращаться

— Кстати, об освидетельствовании. Давайте остановимся именно на физическом насилии. Куда следует обращаться женщине, если ее обижают в семье?

— Первым делом следует обратиться с заявлением в ближайшее отделение полиции. В заявлении надо четко описать суть проблемы. Нужно запомнить, чем точнее женщина опишет, как ее бьют, что за этим следует, как оскорбляют, как наказывают, тем больше можно будет предъявить обидчику. Если просто ударил, то это одна статья, а если ударил и бросил истекать кровью, лишил еды и воды, то это уже другая статья. Если за этим последовало сексуальное насилие, то и тут у закона есть соответствующая статья. А если все это повторяется регулярно, то ужесточение наказания неминуемо. Срок за такие издевательства такому мужу придется отсидеть немалый. И чем раньше женщина заявит, тем лучше, ведь побои нужно освидетельствовать. Изначально можно обратиться к обычному врачу. Далее заключение, необходимое для возбуждения уголовного дела, скорее всего, будет давать именно судебно-медицинский эксперт. В судебно-медицинском заключении врач подробно описывает состояние пострадавшей, характер телесных повреждений, степень их тяжести.

В полиции пострадавшая от семейного насилия женщина получит все необходимые рекомендации, ей популярно объяснят, куда идти и к кому обращаться. Главное, чтобы жертва решилась на это, осознала, что если она сама не может справиться со своим обидчиком, что вполне понятно, то этим должны заниматься правоохранительные органы.

— Допустим, женщина обратилась в полицию и написала заявление. Что дальше?

— А дальше уже принимается решение о возбуждении уголовного дела, следствие, передача дела в суд и вердикт судьи как итог разбирательства. Женщина может подать гражданский иск о компенсации обидчикомморального вреда.

— Могут и не возбудить?

— Если на лицо следы побоев, то возбуждение уголовного дела,  как правило,  неминуемо.

— Но ведь следы от побоев остаются не всегда.

— Ну и что. Юридическая практика знает немало случаев особо изощренных истязаний, когда специально бьют и наказывают так, чтобы не было синяков и ссадин. Согласитесь, что этоуже не просто эмоции, которые заставляют поднимать руку на женщину. Ну, во всяком случае, именно так чаще всего оправдываются «бравые»мужья. Мол, она меня довела, сказала что-то, когда был не в настроении и так далее. Так вот, здесь уже речь идет об умышленном стремлении выйти сухим из воды. То есть мужчина понимает, что совершает преступление, за которое он может понести наказание по всей строгости закона, поэтому и бьет так, чтобы факт побоев было сложно установить. Поэтому, когдане бывает внешних следов побоев, медики обращают внимание на болезненные ощущения при прикосновении. То есть женщине необязательно быть избитой так, чтобы на ней живого места не было.

— Процедура выглядит достаточно простой.

— Да, процедура отработана.  Есть конкретные механизмы действий в таких ситуациях. Правда, сам процесс доказывания, как правило, чрезвычайно сложен, ведь чаще всего речь идет не только о наказании за синяки, переломы и сотрясения, а еще и о таких тонких понятиях, как причинение внешне незаметных психических страданий. Тут уже все зависит от мастерства адвоката и добросовестности представителей закона.

Почему не обращаются

— Как часто в Дагестане женщины заявляют в полицию о побоях?

— Очень редко. А дел, которые дошли до суда, так вообще единицы.

— Стыдно? Страшно? Не доверяют правоохранительным органам?

— Конечно, никому не хочется признаваться в том, что тебя бьют. Тут и менталитет немаловажную роль играет. Всю жизнь девочкам внушают, что не пристало выносить сор из избы, что все вокруг должны думать, что у тебя все хорошо, а тут надо пойти и просить помощи у посторонних людей. Да иеще во всех подробностях рассказать, как часто и за что бьют. Это и удерживает женщин от того, чтобы разобраться с мужем по закону.

Бывает так, что женщина заявляет на мужа под влиянием эмоций, апотом забирает заявление или отказывается от своих показаний в суде.

Сложно переступить через себя, отбросить все мысли, страхи и начать войну с тем, кто причиняет боль. Но это, опять-таки, психологический фактор. Говорить об этом не в моей компетенции, поэтому я бы хотела подробнее остановиться на еще одной причине столь редких обращений в полицию жертв семейного насилия. На самом деле, юридическая грамотность населения у нас оставляет желать лучшего. Я вам сейчас рассказываю об элементарных вещах, но уверена, что многие это будут читать впервые. Пусть эти знания никому не пригодятся, но, как говорится, кто осведомлен, тот вооружен.

— Тогда количество обращений в полицию о побоях увеличится?

— Хотелось бы. Если имеет место насилие в семье, то пусть с этим разбираются компетентные органы. Пусть виновные понесут адекватные наказания. Женщина не может дать достойный отпор мужчине, который изначально физически сильнее ее. Большинство тех, кого бьют, думают, что получают за дело. Женщина просто не осознает, что против нее ежедневно совершается преступление, что онаживет рядом с преступником. А преступник должен, как известно, сидеть в тюрьме.

Бывает так, что женщина заявляет на мужа под влиянием эмоций, апотом забирает заявление или отказывается от своих показаний в суде. Начинает сомневаться, нужно ли предавать огласке то, что ее бьют и насилуют, боится, что полиция не поможет, а муж от злости может и покалечить, выгнать, отнять детей. Кроме того, родня начинает давить, мол, стыдно. Типа, бог терпел и нам велел. Или все терпят и тебе нужно. Это все понятно, но, все же, это в корне неправильная позиция. Повторяю, что преступник должен сидеть в тюрьме.

Общегосударственная проблема

— Получается, что насилие в семье – это проблема общегосударственного масштаба?

— Именно. Еще в 93-м году на Всемирной конференции по правам человека была принята декларация о ликвидации насилия в отношении женщин, согласно которой женщина имеет право на защиту от насилия, в том числе, и в рамках собственной семьи. К сожалению, несмотря на все усилия мировой общественности, многие женщины продолжают страдать от агрессии со стороны мужчин.

—  И как тогдабороться с этим явлением?

— Государственная борьба с насилием в семье предполагает наказание семейных тиранов и мучителей по всей строгости действующего законодательства. Согласно уголовному кодексу РФ – это статьи о побоях, истязании, изнасиловании, насильственных действиях сексуального характера, доведении до самоубийства и другие. Все эти деяния караются сроками от двух до 10 лет лишения свободы.

— А какая-то профилактика насилия в семье существует?

— Безусловно. Те же самые участковые инспекторы должны знать, что творится у них на участках, и кто живет на их участке, есть ли неблагополучные семьи. Он долженсистематически проводить беседы, интересоваться ситуацией в таких семей, общаться с  соседями, сотрудничать с социальными службами. Это и есть профилактика своего рода. Не совсем эффективная, но это лучше, чем ничего. Другое дело, что не всякая женщина в Дагестане будет откровенничать с участковым. Опять-таки тут все зависит от жертвы насилия, хочет ли она наказать своего домашнего тирана, осознает ли, что ее муж преступник. И самое главное, как мне кажется, осознает ли мужчина, что «поучая жену», он преступает закон.

Лана Вартанова